Ночну, пожалуй, актуальную тему тёплой одежды
Матэрыялы па археологii Беларусi №3, Мiнск, 2001. стр.265-267.

Брайчевская Е.А.(Киев), Колединский Л.В. (Минск)

ДРЕВНЕРУССКАЯ МУЖСКАЯ СВИТА
(УНИКАЛЬНАЯ НАХОДКА ХII-ХIII вв ИЗ ВИТЕБСКА).
Исторический костюм на различных этапах развития человеческого общества является предметом постоянного внимания археологов, этнографов и искусствоведов. Заинтересованность его возникновением и развитием не случайна и связана с тем, что костюм, одновременно с жильем, орудиями труда, посудой и пищей является одним из компонентов материальной культуры этноса и тесно связан с определенными этапами его социально-экономического развития. Не является исключением в этом плане и древнерусский костюм.
Средневековое государство Киевская Русь в X-XIII вв. имело сложную социальную структуру населения, в которой значительную группу составляли жители городов.
Составные части костюмов рядовых горожан (кожухи, шапки, сорочки, сапоги) упоминаются в ряде берестяных грамот, найденных во время раскопок Новгорода Великого. Особенный интерес представляет грамота № 141, которая является ростовщической записью о сохранении заложенных вещей (Арциховский, Борковский, 1958,с. 17-19). Этими вещами были кожух, свита, сорочица, шапка и сапоги. Упоминание об одежде под названием «порты» содержится и в тексте берестяной грамоты из Витебска (Дроченина, Рыбаков, 1960,с.282-283). Тексты этих грамот дают представление о комплекте мужского костюма, за исключением пояса и украшений.
Мужской костюм городского населения Х"ХШ вв. представлен значительным количеством разрозненных находок его составных частей во время раскопок городских некрополей и жилых кварталов. Это отдельные находки фрагментов одежды, головных уборов, обуви и украшений.
Лучше всего в археологических материалах представлена обувь горожан. Целые экземпляры, отдельные фрагменты и заготовки деталей обуви найдены в массовом количестве в Новгороде Великом, Пскове, Старой Ладоге, Белоозере, Витебске, Минске, Гродно, Слониме, Бресте, Пинске, Слуцке, Звенигороде Галицком, Вильнюсе и Риге, что позволяет утверждать о наличии детальнокроенных сапог, башмаков, туфель и целнокроеных кожаных лаптей-поршней.
Мужские головные уборы горожан, войлочные «шапки», известны как по их находкам в древнерусском Берестье, так и по их изображениям на керамических игрушках, костяных шахматах (Слуцк, Волковыск, Лукомль), предметам личного обихода и ряду графических и фресковых изображений на стенах древнерусских храмов. Встречаются и отдельные куски войлока в раскопках Белоозера, Полоцка, Витебска.
В археологических материалах представлены кожаные рукавицы: Новгород Великий, Полоцк, Минск, Витебск, Слуцк, а также плетеные из шерстяных ниток рукавицы (Брест и Витебск) и носки (Полоцк, Белоозеро).
Но об одежде горожан археологические данные незначительны. Мужские погребения городских некрополей практически не содержат крупных остатков тканей и меховой одежды, по которым можно было быв реконструировать их покрой. О существовании сорочек, упомянутых в ряде письменных источников и широко представленных в изобразительных памятниках, можно судить только по мелким металлическим пуговицам, при которых иногда встречались незначительные остатки шелковых воротников (Брайчевска, 1992; Дучыц, 1995, с. 33-41).
О наличии в обиходе горожан меховой одежды (кожухов) свидетельствуют находки в ряде мужских погребений остатков войлокообразного тлена черного цвета. Фрагмент кожи с черным мехом был встречен и на Верхнем замке Витебска в слое ХII-ХШ вв.
Из-за фрагментарности тканей, найденных в погребениях и культурном слое городов, долгое время не представлялось возможным восстановить конструкцию верхней одежды, названной в письменных источниках «свитой». Этот вид одежды в конструктивном плане был наиболее неопределенным. Судя по письменным сообщениям, свита представляла собой верхнюю одежду с рукавами, сшитую из толстой шерстяной ткани. Поэтому, в своем роде уникальной является находка большого фрагмента теплой одежды, выявленной М.А. Ткачевым в 1977 г. на территории бывшего Окольного города Витебска. Она была найдена в строительной траншеи (шурф №4) по ул. Замковой, напротив ювелирного магазина, на глубине 1,2 м. от дневной поверхности в слое гумуса со щепой. Собранную в этом слое керамику можно отнести к XII-ХШ вв. (Ткачоу, 1977, с. 35-36).
От этой одежды сохранился только стан, рукава утрачены, от них сбереглись лишь обрывки ниток соединительных швов. Длина сохранившейся части стана одежды-1,1м (рис.1). Одежда имела туникообразный крой и была сшита из двух полотнищ шерстяной ткани, шириной 40см. Соединительные швы, выполненные такой же шерстяной нитью, из какой и сама ткань, проходят посередине спины и груди. Глубина несшитого разреза для головы достигает 20 см.
Сама шерстяная ткань имеет полотняное переплетение и была выткана из ниток двух цветов - белого и темно-коричневого. Цвет ниток натуральный, неокрашенный. Нити основы-двухцветные, утка-однотонные. Вследствие этого вытканный рисунок имеет вид трех продольных белых полос - широкой средней и двух узких боковых. Нитки, из которых была выткана ткань, очень толстые, так как сначала они были спрядены, а потом и скручены вдвое.
Данный фрагмент теплой одежды, вероятно, можно отождествлять с древнерусской мужской свитой, которая бьша в обиходе у рядового населения городов и шилась из толстых шерстяных тканей.
Конструктивно древнерусская свита, судя по ее фрагменту, найденному в Витебске, имела туникообразный крой, длинные рукава и была распашной. Одевалась она через голову, в связи с чем на груди имела глубокий, до пояса, разрез, который застегивался на большие костяные пуговицы или металлическую застежку.
Как и остальные части мужской верхней одежды, свита подпоясывалась поясом. Реконструкция  внешнего вида свиты XII—XIII вв. из Витебска представлена на рис.2.                           
Находка фрагмента мужской свиты в Витебске также подтверждает предположение о том, что древнерусская мужская одежда в то время не была еще распашной. Появление верхней мужской распашной одежды, известной по более поздним изобразительным источникам, можно датировать концом XII-началом XIII вв.

ЛИТЕРАТУРА.
Арциховcкий А.В., Борковский И.В., 1958. Новгородские грамоты на Бересте (из раскопок 1955 года). М.
Дроченина Н.Н., Рыбаков Б.А., 1960. Берестяная грамота из Витебска.// СА. №1.
Брайчееска О.А., 1992. Давньоруский чоловiчий костюм Х-ХIII ст. (за за археологiчними. писемними та образотворчими джерелами). Автореф.дис... канд Iстор.наук. Киiв.
Дучыц Л.У., 1995. Касцюм жыхароу Беларусi Х-ХIII стст.(паводле археалагiчных звестак). Мн.
Ткачоу М.А., 1977. Справаздача аб палявых дасьледаваннях за 1977 г. Днепра-дзвiнскага атрада Беларускай археалагiчнай экспедыцыi.- Архiу Iнстытута гiсторыi НАН Беларусi. Спр. № 760.